1917-1936г.г.

 

 Школы на территории Ленинского района в 1917 - 1936 гг. Ликвидация неграмотности. Перестройка системы образования. Строительство новых школ. Учителя. Комсомол и пионерская организация в школах…

 

     

 

Текст

 

1919 был принят декрет “О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР”. Возникали губерн., уездные и волостные чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Организовывались пункты, где детей и взрослых в теч. 3 мес обучали чтению, письму, счету. До сегодняшнего времени дошло имя одной из первых ликвидаторов неграмотности – методиста по ликбезу Н. К. Процкевич, к-рая впоследствии стала отличником нар. просвещения, была награждена орд. Труд. Кр. Знамени, трижды избиралась деп. Чел. горсовета. Земские отделы по нар. образованию в тот период заменили комиссариаты. В 1919 в Чел. действовало ок. 50 уч. заведений. Преобразования начались с того, что вместо гимназий, гор. реального и епархиального женского училищ появились школы 1-й ступени (начальное образование), 2-й ступени (неполное и полное ср. образование). В 1921–23 в Чел. работали 2 школы 2-й ступени, 16 – 1-й, а также 4 – мусульм. Они не охватывали и половины всех нуждающихся в обучении детей. Одним из первых решений комиссара по просвещению (1-м в Чел. был Л. И. Ильинский) стало решение о закрытии приготовит. и первых классов реального уч-ща, 1-й и 2-й женских гимназий. Учащиеся переводились в начальную школу. В 1927 действовало 16 школ 1-й ступени, где обучались 4238 чел., 7 – 2-й ступени с охватом 2629 чел. Перед школами стояли проблемы обеспечения уч. процесса пособиями, картами, компасами. Не хватало мела, досок, парт, учител. персонал содержался на скромный прод. паек – 1 пуд мучных продуктов в мес. Несмотря на это О. в Чел. развивалось. В городе появилось об-во “Долой неграмотность”. Более 1000 учителей, студентов, преподавателей пед. техникума, открытого в 1921 (ныне Колледж педагогический № 1), обучали детей и взрослых грамоте. Кропотливая работа велась по определению беспризорников в детские дома, на строящиеся заводы и фабрики, по передаче родственникам, усыновлению. Комплекс мер, принятых в то время, дал неплохие результаты. Развитие дошк. учреждений, повышение уровня образования во всех типах школ позволили в нач. 30-х гг. зав. облоно Перелю заявить, что “челябинская школа – одна из лучших на Урале”.

  1. Общеобразовательная школа - основная форма получения общего среднего образования. С первых лет Советской власти она развивается как единая, трудовая и политехническая. Её единство обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитательного процесса, единым в своей основе содержанием образования и воспитания учащихся при учёте национальных особенностей народов Советского Союза. Политехническое и трудовое обучение ведётся в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы. По мере экономического и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре учебных заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и профессионального образования. С 1921 наряду со средней школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи.

1918 год ознаменовался новыми яркими страницами в истории шко­лы России и Урала. Так, 19 января 1918 года был принят декрет о свобо­де совести, церковных и религиозных обществах. Церковь отделялась от государства и школа от церкви. В основу школьного строительства было положено еще одно постановление СНК: «Положение о единой трудо­вой школе РСФСР».

 

В сентябре 1919 года была организована Челябинская губерния и Гу­бернский Отдел Народного Образования (Губоно), который начал сразу же выполнять директивы Советской власти из Петрограда и Москвы.

1919 год. Были приняты новые документы Советской власти, так или иначе повлиявшие на развитие школы. Наиболее

значимыми были По­становление ВЦИК от 3 сентября об образовании Челябинской губернии в составе четырех уездов (Челябинского, Троицкого, Курганского, Кус-танайского) и документы «О ликвидации безграмотности среди населе­ния РСФСР (29 декабря) и по борьбе с беспризорностью».

 

Однако вначале учителям губернии пришлось решать другие пробле­мы. Так, 24 декабря 1919 года заведующий Челябинским, уже губернским, отделом народного образования Л. П. Ильинский издает приказ о моби­лизации учителей школ Челябинска для работы с сыпным и возвратным тифом и о временном закрытии ряда школ. Мобилизации подлежали все без исключения школьные работники независимо от возраста, работав­шие в школах до момента их закрытия. От мобилизации освобождались: лица нетрудоспособные, больные, имеющие грудных детей и работники, откомандированные с разрешения губернского отдела народного образо­вания. Здания школ отдавались частью под лазареты, частью — под уч­реждения (18).

 

По мере ослабления эпидемии тифа в нескольких пунктах были откры­ты школы, как, например, в Колупаевке, на кожевенном заводе и других. Всего школ в городе было 48, из них — 34 первой ступени и 14 — второй ступени. Учителей — 225, учеников — 8510 человек. Кроме того, Отдел народного образования принял еще и «...пять детских домов с детьми в количестве 223 человека. На Копях, в апреле, было принято 3 детских дома с числом детей 79 и очаг на кожевенном заводе с 23 детьми ...» (19).

 

После принятия детских домов в введение народного образования в них пошел процесс формирования нормальной жизни. Для этого этим учреждениям были представлены бывшие частные дачи: Смолинские, Сухомесовские и Тургояк. Уже в середине апреля на Смолинские дачи было вывезено 60 детей, «...больше не смогли, так как у детей не было обуви...».

 

1920 год. По сообщению местной «Советской правды» от 11 мая, в Че­лябинской губернии «вместо 1280 школ 1-й ступени, полученных от зем­ства, мы имеем теперь 1778 , т. е. открыто вновь 498 школ, и вместо 14-ти второй ступени — 98. Школ для взрослых в губернии 483, и все они от­крыты вновь.

 

Вместо 20 приютов, принятых от собеса, теперь имеется 53. В комму­нах отделов народного образования помещается 4700 детей, преимуще­ственно сироты красноармейцев и увезенных белыми. От собеса приня­то 1300 детей, т. е. 3400 детей вновь помещено в приюты...»

 

К середине декабря 1920 года в Челябинской губернии проживало 1 463 546 человек, в т. ч. детей в возрасте от 8 до 13 лет — 219 532 челове­ка, учащихся в текущем году — 105 080 человек, а в 1921 году число уча­щихся ожидалось в 119 842 человека.

 

Территория современного Ленинского района в 20-х годах ХХ века была пригородной зоной города Челябинска. Она была практически незастроена. Лишь на северо-западе территории будущего района находились домишки Железнодорожного посёлка (Порт-Артур).

 

Учителя

 

Сервилина Елена Ивановна (10 (22).04.1894 – 11.07.1993). Окончила Челябинскую женскую гимназию (1913), вечернее отделение Челябинского пединститута (1935?). С 1916 учительствовала в школах города Челябинска. В советское время – в школах №5, в школе поселка Порт-Артур (1918-1920, 1927-1946), учителем географии в средней школе №1 ЮУЖД (ныне школа №121, 1946-1957), в школах №2, 17, 18, 21 (1957-1974). В 1918-1920 возглавляла комиссию по спасению беспризорных детей, в 1920-1927 работала воспитателем в детском доме станции Есаульская. Награждена орденом Ленина (1949), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и др.

 

Документы (копии) … Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, ОГАЧО

 

Фото… Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, ОГАЧО


ИСТОЧНИКИ

  1. Теплоухов К.Н. Челябинские хроники: 1899-1924 г.г. – Челябинск, 2001

  2. Челябинск: история моего города. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1991

  3. Энциклопедия «Челябинск». – Челябинск: Издательство «Каменный пояс», 2001

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»