Техническое творчество

 

Малая академия юных радиолюбителей

Летопись МАЮР (видео)

Фото с всероссийского фестиваля технического творчества 2014

Приказ о проведении 8ого городского открытого Фестиваля технического творчества учащихся

                                               Информация по «МАЮР»

Педагога Дополнительного образования

Муниципального Детско-Юношеского Центра

Ленинского района

Туганова Михаила Леонидовича.

«Малая академия юных радиолюбителей» была создана в 1984году в здании вечерней школы рабочей молодежи. Основным направлением являлось радиотехническое творчество.  В течение года разрабатывались различные программы и подбирались кадры для создания лаборатории по Техническому творчеству. С 1985 года апробируется программа «МАЮР», которая была разработана на основе рекомендаций руководителей кружков. Основной цикл программы рассчитан на три года (5 лет вся программа). В цикле заложено 4 этапа ( начальное, техническое, радиотехническое и НОУ) обучения на основе взаимного усложнения темы программы при переходе с одного этапа на другой. Воспитанник изучает материал, который повторяется на каждом этапе, но с более углубленным введением в курс физики средней школы.

С 1986 году создано техническое сообщество, в которое вошли руководители кружков Дома пионеров и школьников: Туганов Феоктист Прокопьевич - начальное моделирование, Клепинина Валентина Николаевна – кружок умелые руки, Черненко Сергей Владимирович – техническое моделирование, Логинов Вячеслав Викторович – технический дизайн, Важенина Раиса Андреевна – радиотехнический, Кичаев Александр Юрьевич - основы программирования и НОУ,  Лаптев Александр Викторович – вычислительная техника.

С 1987 года были созданы кабинеты и материально-техническая база для развития технического творчества в районе и все школы были объединены в технический отдел при Доме пионеров и школьников Ленинского района города Челябинска под руководством куратора Туганова Михаила Леонидовича.

Работая с педагогами по …трудовому воспитанию школ в районе была разработана программа по ремонту школьной радиоаппаратуры и оборудованию кабинетов с подключением технических средств обучения воспитанниками радиокружков. Это сотрудничество в дальнейшем помогло выжить «МАЮР» в условиях не финансирования технического творчества государством и уничтожение всей системы развития материальной базы по техтворчеству.

  С 1991 года ….все это привело к сохранению  одного кабинета -лаборатории по радиоконструированию в Детско-юношеском центре Ленинского района.

С 2001 года была разработана программа для переоборудования кабинета в методический центр по техническому творчеству в районе  а также самого кабинета для дальнейшего обучения основам радиотехники.                        

         Не нарушая построения школьной программы, воспитанник на примере практических занятий убеждается в необходимости изучать физические законы и явления, так как наглядно видит их применение. Работая по программе, можно заметить, что основной уклон сделан в сторону практического обучения.

         На практических занятиях воспитаннику ставится конкретная техническая задача, которая может быть решена правильно или нет, исходя из начальных данных. Педагог дополнительного образования является в этом случае связующим звеном: Воспитанник – исходные данные. Таким образом, обучающемуся предоставляется, но не навязывается возможность самостоятельного решения данной задачи, исходя из собственного мышления и тех знаний, которые он получил на теоретических занятиях.

         Поэтому все воспитанники ведут конспект, который является их справочным материалом, и обращаются к педагогу в случае неразрешимости данного вопроса. Основной «наградой» в случае правильного решения задачи является работоспособность того или иного устройства, а также внимание и оценка увиденного результата со стороны окружающих воспитанников.

         Утверждение в собственных глазах и глазах своих товарищей, следуя принципу: это сделал я сам – дает толчок к дальнейшему выполнению более сложной задачи. И особое место в этом случае играет педагог, который должен дать почувствовать ребенку радость победы, оценив его силы и возможности, так как то, что понятно  легко запоминается и долго не забывается. Этот подход в работе с воспитанниками, исходя из идеи и принципов программы, приносит свои результаты.

         В течение года большинство воспитанников остаются в объединении Малой академии юных радиолюбителей и стремятся узнать как можно больше нового материала, применяя знания на практике, как в школе, так и дома. Большинство ребят, занимающихся более трех лет, выбирают будущую профессию аналогичного профиля.

         По статистике последних 10 лет закончило обучение, и учатся в техникумах и ВУЗах 396 воспитанников (окончило объедение «МАЮР» за это время  528 человек). Многие из них прошли все три этапа программы. За это время, участвуя в районных, городских и областных конкурсах и соревнованиях, воспитанники занимали призовые места.

 

 

2000

2001-4

2005

2006-9

2010

Городской конкурс юных

радиолюбителей

1

2

     2

3,2

1

Районные соревнования

«Юный техник»

1

1,2

1

1.1,2

1

Выставки

по Техническому творчеству

1

2

    2

1,3,2

2

Грамоты за участие в личном зачете в городе

1,2

2,3

1,2

1,1,3

1,2,3

        

         Обучение в объединение «МАЮР» начинаются с 1 класса,  но многие учащиеся приходят записываться в кружок, уже учась в 3-7 классах. Индивидуальный подход и корректировка практических заданий дает положительные результаты в работе с этими воспитанниками. Это отмечается как самыми воспитанниками, так и преподавателями физики в школах, а также их родителями, когда они проходят программный материал.

 

В Малой академии юных радиолюбителей заложено несколько этапов обучения. На основе постепенного усложнения тем материал повторяется на каждом этапе, но с более углубленным введением в курс физики средней школы. Не нарушая построения школьной программы, воспитанник на основе практических занятий, убеждается в необходимости изучать физические законы и явления, так как наглядно видит их применение. Работая по программе, можно заметить, что основной уклон сделан в сторону практического обучения. На практических занятиях воспитаннику ставится конкретная техническая задача, которая может быть решена правильно или нет, исходя из начальных данных. Поэтому я, как педагог дополнительного образования являюсь связующим звеном: Воспитанник – Исходные данные.

Таким образом, обучающемуся предоставляется, не навязывается возможность самостоятельного решения данной задачи, исходя из собственного мышления и знании, которые он получил на теоретических занятиях. Все воспитанники ведут конспекты, которые являются их справочным материалом и обращаются ко мне в случае неразрешимости данного вопроса. Основной «наградой» в случае правильного решения задачи является работоспособность того или иного устройства, а также внимание и оценка увиденного результата со стороны окружающих воспитанников.

Утверждение в своих глазах и глазах своих товарищей, следуя принципу: «Это сделал Я сам!» - дает толчок к выполнению более сложной задачи. Особое место в этом случае играю я, то есть педагог, так как даю возможность почувствовать ребенку радость победы, оценив его силы и возможности по достоинству. Что понятно – легко запоминается и долго не забывается  это подход в работе с воспитанниками, исходя из идей и принципов программы приносит свои результаты. Большинство ребят, занимающихся более трех лет выбирают будущую профессию аналогичного профиля.

С 2011года кабинет постепенно переоборудуется в лабораторию по ведению теоретических и практических занятий для детей младшего возраста и детей основной возрастной категории.

С 2013 по 2014 год в кабинет «МАЮР» устанавливается новая мебель и технические средства обучения.

..невозможно без воспитанников, которые вместе с педагогами дополнительного образования учились, боролись, добивались успехов в техническом творчестве и создавали прослойку в обществе специалистов технически грамотных и умеющих работать руками и головой для создания новой техники. Количество таких воспитанников за тридцать лет учебы в «Малой академии юных радиолюбителей» превысило пять тысяч. Около пятидесяти воспитанников занимаются педагогической деятельностью(три кандидата наук, девять военнослужащих в звании от майора до полковника ,два педагога в техникумах, пять в училищах преподают основы вычислительной техники).

 

20 августа 2014 года МБУДОД Детско-юношеский центр Ленинского района.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»