1941-1945г.г.

 

Фото

 

   
     

 

Текст

 

Война была тяжелым испытанием для всего нашего народа, но с особенно страшной силой она обрушилась на детей. В суровое военное время проблема сохранения детей, сохранения системы обучения стояла как проблема сохранения будущего страны. В городе резко увеличилось количество населения, в том числе детей, за счет эвакуированных и значительно уменьшилось количество школьных зданий. Многие из них были заняты под госпитали, рабочие общежития, воинские части. В Челябинске было развернуто 8 эвакогоспиталей, которые в своем большинстве размещались в зданиях школ. В январе 1942 года 36 школ Челябинска размещались в 29 зданиях. Шесть школ проводили занятия в 4 смены (!), 17 – в три. В классах была перегрузка. Не хватало учителей, т.к. многие ушли на фронт, сократилось количество выпускников пединститутов и педучилищ. В первую военную зиму в армию было мобилизовано более 1000 учителей Челябинской области. Также значительная их часть ушла на предприятия. В 1943-1944 в школах Челябинской области 23,3% (четверть всех учителей!) не имели даже среднего образования. Ухудшилось обеспечение школьников учебниками, письменными принадлежностями, питанием. В 1943 году каждый ученик нашей области получил в среднем по одному перу для ручки, одному карандашу, по семь тетрадей. Количество учеников в школах города сократилось по сравнению с довоенным временем. Происходил отсев учащихся, многие школьники бросали учебу. Причины ухода: призыв в учебные заведения трудовых резервов, уход на производство и в военные училища. У многих детей не было одежды и обуви, чтобы посещать школу.

 

Остро стояла проблема питания детей. Нередка была ситуация, когда детские продуктовые карточки отоваривались не полностью. То есть дети не получали полностью продуктов даже по минимальным, полуголодным нормам. 3 октября 1942 года СНК РСФСР постановил, чтобы дети в городах и рабочих поселках в школах получали завтраки без зачета продуктовых карточек. На завтрак полагалось 50 грамм хлеба, 10 грамм сахара, немного овощей и молочных продуктов. Но, как правило, школьникам выдавали на завтраки только хлеб.

 

1 августа 1942 года на Алом поле в Челябинске состоялось открытие детского парка. «В центре установлены фигуры вождей Ленина, Сталина, Кирова, территория украшена белыми вазами, клумбами с цветами и различными скульптурами, устроен большой фонтан, построена летняя эстрада, оборудована библиотека – читальная, сделаны карусели, вертящиеся лошади, кресла – качалки. На спортивной площадке отведено место волейболу, городкам и крокету, а также предполагается организация площадки для фигурного катания или хоккея на роликовых коньках».

 

Челябинск был далеко от линии фронта, но и здесь можно было внести свой вклад в Победу. Ученики школ, достигнув призывного возраста, часто добровольно уходили на фронт. Учащиеся собирали деньги на подводную лодку «Челябинский комсомолец», на танк «Челябинский пионер», выступали с концертами в госпиталях, создавали тимуровские команды. Например, летом 1941года учителя отказались от отпуска и вместе с учениками участвовали в сельхозработах, ремонте школьных зданий. Они вели агитационно-пропагандистскую работу, помогали в развертывании госпиталей, эвакопунктов. Дети оказывали посильную помощь фронту: вышивали кисеты, вязали варежки, собирали металлолом. Группы школьников работали после занятий в госпиталях: стирали белье, выносили тазы из операционной, ухаживали за раненными. В овощехранилищах перебирали и чистили морковь, лук, капусту, картофель. В госпиталях для раненных школьники устраивали концерты: выступали с отрывками из пьес, стихами, песнями и танцами. Одним из важных дел школьников был сбор теплых вещей для фронтовиков. О том, как работали учителя в школах Челябинска с детьми рассказывается в статье «Классный руководитель», опубликованной в газете «Челябинский рабочий». Классные руководители челябинских школ должны были следить за дисциплиной и успеваемостью школьников, организовать ребят на сбор металлолома денег на строительство танковой колонны, знать условия жизни ребят, особенно тех, у кого родители в Красной Армии, детей из эвакуированных семей. Их задачей было «привить учащимся правильный взгляд на трудности, вызванные войной». Политинформации проводились постоянно. На них обсуждались события на фронте, подвиги героев войны и труда, боевые эпизоды, сводки Информбюро. Со старшеклассниками проводились беседы на темы «Комсомольцы на трудовом фронте», «Готовиться быть отважным и смелым защитником Родины» и др.

 

Война заставила широко использовать детский труд. На заводы принимались подростки, которым исполнилось 14 лет. По постановлению бюро Обкома ВКП(б) от 5 июня 1942 года учащиеся 8-10 классов были направлены «для временной работы на предприятиях города до начала нового учебного года». А ученики 6-7 классов города Челябинска были мобилизованы на прополочные и сенокосные работы в совхозы и колхозы. Летом 1943 года 800 учеников Сталинского района Челябинска вместе с учителями отработали в подсобных хозяйствах, колхозах и совхозах 35 тысяч человеко-дней. Поголовное привлечение школьников для работы на предприятиях и в колхозах на весь период не только летних, но и зимних и весенних каникул стало обычной практикой в годы войны. Детские дома, которые были развёрнуты на территории города, также являлись источником рабочей силы.

 

О том какую большую работу в помощь фронту провели школьники Челябинской области видно из отчёта ОблОНО «Об учебно-воспитательной работе школ за 1943-44 год». «По неполным данным за 3 года Отечественной войны учащимися и учителями области: выработано в колхозах 5136182 трудодня. Заработано в совхозах 580 тыс. руб. Для детей фронтовиков собрано 328492 руб. и 10602 предмета одежды и обуви. Собрано 101430 кг лекарственных трав, дикорастущих растений. В фонд обороны собрано 10304797 руб. и на 1210194 руб. облигаций. Билетов денежно-вещевой лотереи закуплено на 613223 руб. Послано посылок на фронт 63644. Металлолома собрано 8307,5 тон чёрного и 32772 кг цветного. В освобожденные районы собрано 48760 руб., 10870 тетрадей, 21605 учебников, 18598 предметов одежды, обуви, домашнего обихода и 590 посылок. Тёплых вещей и подарков для фронтовиков собрано 941543».

 

Здания школ №37 и 47 в 1941-1943 годах были заняты под рабочие общежития заводов №78 и №200.

 

Постановление бюро Ленинского РК ВКП (б) от 8.07.1942 «Об освобождении школы №37». «Постановили: 1) Предложить директору завода №78 т. Уварову до 20 июля 1942 года переселить проживающие в школе №37 – 90 семей и 21 человек одиночек, всего 384 человека рабочих и служащих завода №78. К переселению приступить немедленно и провести его за счет уплотнения живущих в жилых участках завода №78. 2) Предложить директору завода №200 т. Сочивко до 20 июля сего года переселить живущих в 37 школе – 29 семей и 12 одиночек, всего 120 человек рабочих и служащих завода №200. К переселению приступить немедленно. 3) Обязать директора завода №78 т. Уварова с 20 июля приступить к ремонту 37 школы из расчета окончания работ к началу учебного года».

 

Вспоминает З.В.Степанова: «Я поступила в 1 класс школы №37 в 1942 году. То был самый разгар войны. Мы, все дети того времени учились в очень трудных условиях: недоедали, были разуты, раздеты, писали, на чём попало: газетах, обёрточной бумаге, которую покупали на базаре, самодельными чернилами. …Иногда кто–нибудь из одноклассников переставал ходить в школу, так как ходить было не в чем. ...учили уроки при самодельных коптилках. … О сладостях, даже о простых пряниках, печенье никто и не поминал, все мечтали наесться хотя бы хлеба досыта». С самого начала войны учителя были включены в общую работу по защите страны.

 

В газете «Челябинский рабочий» за 1941 год писали, что «Передовые учителя Ленинского района г.Челябинска активно участвуют в обязательном всеобщем обучении населения ПВХО (противовоздушной химической обороне)».

 

На бюро РК ВКП (б) 17.03.43. говорится: «Учителя и учащиеся школы №47 провели большую общественно – политическую работу в помощь фронту. Организовали 7 субботних вечеров с охватом 950 человек. На строительство боевых кораблей и танковой колонны с 1 сентября 1942 года было собранно 38 тыс. рублей. Школы активно участвуют в сборе тёплых вещей, в организации подарков для фронтовиков. За хорошее культобслуживание выздоравливающих бойцов подшефного госпиталя школа получила благодарность». Среди учителей школы № 47, которым объявили благодарность: Маркова, Н.К.Коробейникова, Седов, Евсеева, Александрова, Рогалева…

 

Согласно отчёту Райисполкома за 1944 год во всех школах Ленинского района были созданы родительские комитеты, которые помогали школам через заводы в разрешении всех хозяйственных вопросов. Без помощи шефов организовать нормальную учебу в школах в условиях войны было бы трудно.

 

В Ленинском районе "все дети фронтовиков обеспечены одеждой и обувью". И чтобы обеспечить обучение детей была выдана 2961 пара «брезентовой и валенковой обуви»; 2535 комплектов одежды и белья; 70 учащимся оказывалась денежная помощь в размере 1040 рублей; выдано 280 кг овощей с пришкольных участков и 1257 человек прикреплено к столовой. В школе ученики получали скромные школьные завтраки: кусочек хлеба и немного сахара.

 

Ученики не только учились, но и помогали взрослым на предприятиях, делали тяжёлую работу.

  • А.В.Евсеева: «Они (т.е. ученики) недоедали и недосыпали, но уроки всегда учили. В госпиталь ходили выступать и дежурить, работали в колхозе. Многие прямо из 7-го класса шли работать на заводы».

  • Е.И.Трушенко: «Ребятам приходилось много работать. Зимой расчищали железнодорожные пути от снега, а летом и осенью работали на полях совхоза и военбазах. В военные годы учащиеся шефствовали над госпиталем на площади Павших революционеров: писали письма, организовывали концерты».

  • Т.М.Железнова в воспоминаниях также рассказывает, что в годы войны устраивали платные концерты и деньги шли в помощь защитникам Родины. «Собирали теплые вещи на фронт, пекли из белой муки пирожки и батоны для фронтовиков, пекли у … (фамилия написана неразборчиво) А.В. и возили учителя района в Курск ездила Дарья Емельянова. …С классом своим я ходила в госпиталь с самодеятельностью. Около старого цирка было педучилище дошкольное…».

В 1944 году силами учащихся было проведено 68 концертов в рабочих клубах и 16 в госпиталях.

 

Школа №34 Ленинского района явилась инициатором сбора стройматериала для школ города Курска. Учащиеся этой школы при помощи родителей собрали 200 кг гвоздей, 3 тонны мела, 1 тонну цемента, 100 кг красок, 100 лопат, 1000 мелких инструментов, 2 ящика стекла, 75 учебников и т.д.

 

На военно-физкультурном параде 2 мая 1944 года школы района по военно-строевой подготовке заняли 1 место по Челябинску.

 

В отчете о работе Ленинского районного совета депутатов трудящихся за 1944 год отмечается: «В 37 и 47 школах проведено 4 вечера с благотворительной целью по оказанию материальной помощи детям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны. Собрано 20100 рублей. … Средняя школа №37 отправила посылку для учащихся школ Донбасса – 131 учебник, игрушки и белье для дошкольного возраста и 1169 рублей». Учащимися школ района отправлено на фронт 475 коллективных и 175 индивидуальных посылок.

 

Очень важное значение придавалось в школах воспитанию коммунистической идеологии и патриотизма. При средних школах был организован лекторий для родителей и прочитаны лекции на темы: «Коммунистическое воспитание детей в условиях военного времени», «Правила поведения для учащихся», «Крупская Н.К. - великий русский педагог», «Моральный облик Советской девушки», о дружбе народов СССР.

 

Политическая работа с учителями велась в формах лекции докладов, бесед и политинформации. В таких школах как 37, 47, 46, 16 и 34 учителя изучили книгу Сталина И.В. "О Великой Отечественной войне".

 

В школе работали комсомольская и пионерская организации. В военные годы детей продолжали вывозить на отдых в пионерские лагеря за город.

 

За большую работу по обучению и воспитанию детей в годы войны учитель школы №37 Лев Порфирьевич Седов был награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1945 г. Ему был посвящен очерк писательницы Л. Преображенской в газете «Челябинский рабочий». Вот как откликнулись на это его ученики: «Вам пишет Ваш старый ученик, а ныне - курсант авиаучилища Николай Агулов. Вчера я прочёл в газете о награждении Вас орденом Трудового Красного Знамени. Это меня обрадовало. И для Вас и для себя постараюсь сдать годовые государственные экзамены только на «хорошо» и «отлично». Многие из учеников школ №37, где работал Седов Л.П., храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Вот что писал один из них – Александр Канунников своему учителю: «Ваш многолетний плодотворный труд по воспитанию молодого поколения не пропал даром. Мы всегда вспоминали свою школу. Бывший Ваш воспитанник и мой товарищ Ванюшка Чудинов, презирая опасность, мужественно спасал жизнь тяжело раненых товарищей. Он погиб смертью храбрых на поле боя, перевязывая раненого. В руках у него так и остался жгут. Последний раз мне довелось ехать вместе с ним на санитарной повозке. Мы крепко обнялись и всю дорогу пели любимые школьные песни, вспоминая родную школу, Вас. Собирались написать Вам вместе с ним письмо, поделиться боевыми делами. Ванюшки нет. Пишу один. Вы, наверное, помните его, Лев Порфирьевич».

 

Степанова З.В. вспоминает о том, как в школе встретили День Победы: «Очень сильно запомнился яркий, тёплый, солнечный день 9 мая 1945 года, когда нам в школе объявили, что война закончилась. Нашей радости не было конца. Всех детей и учителей переполняла эта радость. И учителя не только не усмиряли нас, а готовы были прыгать и радоваться вместе с нами».

 

Многие учителя школ были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»: Е.Ф.Малина, Н.К.Коробейникова, Е.И.Трущенко, А.В.Евсеева, К.Е.Беляева и другие.

 

Учителя участники Великой Отечественной войны

 

«Характеристику на директора школы №37 Гарона М.А.»: «Гарон Матвей Абрамович, год рождения 1909, по социальному происхождению – из рабочих, образование – высшее: окончил Горьковский педагогический институт. Товарищ Гарон с 1931 года работает на педагогической работе, с 1939 года – директор школы №37. Тов. Гарон педагогическую работу знает хорошо, систематически работает над повышением деловой квалификации. С руководством педколлектива справляется, тов. Гарон активно участвует в общественной работе, проводит беседы, делает доклады в своём коллективе. В зимнее время тов. Гарон руководил военной учёбой партактива. Рекомендуется командиром полка частей народного ополчения».

 

Винокуров Сергей Фёдорович родился 15 ноября 1915 года в селе Владимировка Северо-Казахстанской области. Закончил школу хорошо. Затем учёба в Шадринском сельскохозяйственном техникуме. Его направляют работать в Челябинск, в Ленинский район, на плодоовощную станцию им. Мичурина. Но Сергей Фёдорович любил учиться и хотел учить других, поэтому в 1937 году он поступает в ЧГПИ на естественно-географический факультет. В 1940 г. Сергея Фёдоровича Винокурова забрали на действительную военную службу. Он был зачислен в лётную школу штурманов. На фронте летал штурманом на «кукурузнике», служил в разведке. В 1941 году в Прибалтике во время выполнения боевого задания самолёт подбили. Сергей Фёдорович попал в плен. В лагерях он пробыл 2 года. Три раза бежал. Каждый раз его ловили и отправляли в новый лагерь. И лишь на четвёртый раз ему удалось убежать с товарищем. Столкнувшись с множеством опасностей, они всё же дошли до линии фронта. Сергей Фёдорович сразу пошёл на фронт, в разведку. Во время одного из заданий получил ранение. Попал в госпиталь. Это было в Чехии. Когда Сергей Фёдорович вышел из госпиталя, война закончилась. Закончил он войну рядовым.

После войны в 1949 году поступает в Челябинский педагогический институт на заочное отделение. 12 июня 1949 г. назначен директором семилетней школы при Щербаковском детском доме Сосновского района Челябинской области. С 4 августа 1960 года по 10 июня 1962 года работает директором и учителем географии Сухомесовской семилетней школы №104. 10 июня 1962 года Сергея Фёдоровича назначают директором 65 школы. В школе 65 он проработал до 20 июня 1964 года. Хорошего директора перевели «поднимать» ещё одну школу – 32-ю. Там Сергей Фёдорович проработал ещё 11 лет. Ушёл на пенсию в 1976 году, проработав 3 года в школе № 77, со скромной должности учителя географии, имея значок «Отличник Народного просвещения» и множество похвальных грамот.

 

Фёдоров Сергей Павлович, родился 2 апреля 1910 года. С 1935 года работал в 37 и 47 школах (был председателем секции математиков г. Челябинска). Пошёл добровольцем на фронт. В октябре 1941 года закончил курсы младших лейтенантов в Рязанском пехотном училище. Введён в бой под Нарофоминском в качестве командира взвода 2 батареи 4 роты. С 1 декабря 1941 года стал командиром 4 роты. Воевал в Польше, Германии. С февраля по сентябрь 1944 года проходил обучение на курсах усовершенствования офицеров пехоты Красной Армии УрВО. И затем был преподавателем тактики на фронтовых курсах младших лейтенантов. После войны работал в школе №37 учителем математики и астрономии. Имеет Орден Красной звезды №261, медали «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

 

Розанов Павел Модестович родился 25.10.1910. В 1928 году закончил девятилетку с педагогическим уклоном в г.Кунгур. С 18 лет работал в различных школах Кунгурского района. Комсомолец. В 1931-35 гг. получил высшее образование в Пермском педагогическом институте. В 1935-1936 – служит в РККА. После армии на педагогической работе в Челябинске: с 1935 преподает географию в школе № 47, в 1936-37 в школе № 34, с 1937 по 1941 в школе 37. Активно участвует в общественной работе - председатель месткома школы № 37. С первых дней войны на фронте. В сентябре 1941г. – вступает в члены ВКП(б). Гвардии старший лейтенант. Погиб 15.09.1942 под г.Калининым.

 

Кичатова Клавдия Петровна родилась 8 марта 1919 года. В 1936 году получила направление на работу в школе №37. В 1939 году поступила учиться на 2-х годичные курсы медсестёр, которые окончила в 1941 году. В том же году была мобилизована в ряды РККА. Работала в эвакогоспитале №376I дежурной медсестрой, старшей медсестрой, субординатором, начальником батальона выздоравливающих. В 1942 году вступила в ряды ВКП(б). Была секретарём комсомольской организации, членом бюро парторганизации, лектором (на медицинские и литературные темы), руководителем сестринского кружка по повышению квалификации. Все годы ВОВ была донором. В 1944 году снова вернулась в школу №37 и до 1947 года работала учителем начальных классов, учителем русского языка и литературы. Имеет награды «За победу над Германией», «За доблестный труд», значок «Отличник народного просвещения».

 

Коробейникова Нина Константиновна. Родилась 15 января 1909 года в Куртамыше (Курганская область) в семье учителя. До 1926 года она училась в Курганской школе 2ой ступени, а окончив её поступила на 2 курс Челябинского педагогического техникума, окончила его в 1929г. В 1935 году её семья переехала в Челябинск и с 20 августа 1935 года – преподавала математику в 47 школе. В 1943 году приказом гороно переведена в школу №37 преподавателем математики в 5-7 классах, работала там до 1961года. В 1961 году по состоянию здоровья оставила работу. За работу в школе имеет медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медаль «За трудовое отличие». В школе №37 работала с 1943 по1961 гг, т.е. 18 лет.

 

Школ в годы Великой Отечественной войны в Ленинском районе:

 


1942

1943

1944-1945

Средних

1

1

4 (№ 37, 46, 47, 34)

Неполных средних

2

3

3 (№ 4, 16, 49)

Начальных

3

3

1 (№ 51)

Всего

6

7

8


Раздельное обучение введено в 4-х школах района: женские - №№ 37, 46, мужские - №№ 16, 47.

 

Документы

 

1941

  • Протокол №93 заседания бюро Ленинского РК ВКП (б) 13.08.1941: «О подготовке школ к новому учебному году. …Учительскими кадрами школы недоукомплектованы, недостает учителей предметников 28 человек. …Обязать председателя райисполкома тов. Дворникова до 25 августа профинансировать районо для уплаты за ремонтные работы по школам 37, 47 и на приобретение учебных и наглядных пособий» /Ф. 121, о. 1, д. 69, л. 74-75/

  • ЗаврайОНО Никитин

1942

  • Заседание бюро Ленинского РК ВКП (б) 22.04.1942. «Об успеваемости в школах и подготовке к весенним испытаниям». Требование обязательного использования наглядных пособий и увязывание урока с жизнью. «Реализуя постановление партии и правительства о мобилизации на с/х работы учащихся, предложить директорам школ приступить к комплектованию бригад из учащихся и учителей до 10 мая 1942 года. …Обязать РИК в течение 10 дней прикрепить к столовым учителей школ района» /Ф. 121, о. 1, д. 86, л. 156/

  • Заседание бюро Ленинского РК ВКП (б) 15.05.1942. «О посылке подарков Красной Армии ко дню годовщины начала Отечественной войны». «Бюро райкома ВКП (б) требует от каждого партийного, комсомольского, советского и профсоюзного руководства развернуть широкую массовую работу среди рабочих, ИТР, служащих, школьников и населения по организации сбора и посылки подарков для Красной Армии» /Ф. 121, о. 1, д. 86, л. 193/

  • Заседание бюро Ленинского РК ВКП (б) 27.05.1942. «О летней оздоровительной компании детей Ленинского района». На базе п/лагеря завода №78 организован районный пионерлагерь на 750 мест. Заводы №254 и КПЗИС организуют лагеря при заводах по 60 мест. Родители сдавали продовольственные карточки на детей соответственно количеству дней в лагере. В первую очередь направлялись дети красноармейцев и остронуждающиеся. «Участники пионерлагерей» использовались на сельхозработах. /Ф. 121, о. 1, д. 86, л. 204/

  • Заседание бюро Ленинского РК ВКП (б) 8.07.1942. «Об освобождении школы № 37» «Постановили: 1.Предложить директору завода 78 тов. Уварову до 20.07.1942 г. переселить проживающих в школе № 37 - 90 семей и 21 человек одиночек, всего 384 чел. рабочих и служащих завода 78. К переселению приступить немедленно и произвести его за счет уплотнения живущих в жилых участках завода 78. 2.Предложить директору завода 200 тов. Сочивко до 20.07.с.г. переселить живущих в школе № 37 - 29 семей и 12 одиночек, всего 120 человек рабочих и служащих завода 200. К переселению приступить немедленно» /Ф. 121, о. 1, д. 87, л. 42/

1943

  • В 1-ой половине 1943 г. на бюро горкома 7 раз решались вопросы работы школ района - школа №37 ни разу не упоминается

  • Заседание бюро Ленинского РК ВКП (б) 24.03.1943 г. «О передаче переходящего Красного знамени Райисполкома и Райкома ВКП(б) средней школе № 47» (по итогам 3 четв.). Директор средней школы № 47 Панфилова. Показатели: высокая успеваемость, хорошая дисциплина, неплохо организованы военные кружки, широко используются материалы Великой Отечественной войны в процессе преподавания, упорная работа над воспитанием любви к Родине, партии Ленина-Сталина… «Учителя и учащиеся провели большую общественно-полезную работу в помощь фронту. Организованно 7 субботников с охватом 950 человек. На строительство боевых кораблей и танковой колонны с 1 сентября 1942 года собрано 38 тысяч рублей. Школы активно участвуют в сборе теплых вещей, в организации подарков для фронтовиков. За хорошее культобслуживание выздоравливающих бойцов подшефного госпиталя школа получила благодарность». Среди учителей школы № 47. которым объявили благодарность: Маркова, Коробейникова Н.К., Седов, Евсеева, Александрова, Рогалева… /Ф. 121, о. 1, д. 107, л. 117 -117об./

  • Школам задание по заготовке торфа на болоте «Озерное» - 300 м3 до 15 июля /Ф. 121, о. 1, д. 107, л. 203об./

1944

  • Январь - обязательное изучение нового гимна во всех школах района /Ф. 121, о. 1, д. 138, л. /

  • Заседание бюро Ленинского РК ВКП (б) 14.12.1944 г. «О военно-физической подготовке учащихся школ…». «Хорошо организована и проводится военно-физическая подготовка учащихся в школе № 37 (директор школы т. Александрова, военрук т. Ясинский), в школе 34 (…), в школе 46 (…). …В школе 37 оборудован и работает показательный кабинет связи» /Ф. 121, о. 1, д. 140, л.155/

ИСТОЧНИКИ

  1. Газета «Челябинский рабочий» 1941-1945 гг.

  2. Документы Объединенного Государственного архива Челябинской области:

  • Фонд 121. Документы Ленинского районного комитета КПСС г. Челябинска. 1936-1969 гг

  • Опись 1. Дело 4, 5, 16, 17, 26-28, 37-39, 42, 56, 58, 68, 86, 87, 107, 108, 138, 140, 166. Протоколы заседаний бюро РК ВКП (б) за 1936 -1945 гг

  • Дело 81. Партийно-деловые характеристики на коммунистов. 1941 год

  • Фонд 994. Исполнительный комитет Ленинского районного Совета депутатов трудящихся города Челябинска

  • Опись 1. Дело 1, 2. Протоколы заседаний исполнительного комитета Ленинского районного Совета депутатов трудящихся. 1945 г

  • Опись 2. Дело 1. Годовые отчеты Ленинского районного Совета депутатов трудящихся за 1942, 1943, 1944 гг

  • Дело 2. Протоколы заседаний исполкома Ленинского районного совета за 1944 год

  • Дело 3. Отчет о работе Ленинского районного Совета депутатов трудящихся за 1944 г

  • Дело1029. Решения Облисполкома по народному образованию за июль 1941 – сентябрь 1942 гг

  • Фонд 1068. Отдел народного образования Исполнительного комитета Челябинского городского совета депутатов трудящихся

  • Опись 2. Дело 6. Статистические отчеты школ города Челябинска за 1944/1945 уч. год

  • Бугас О.Д., Палецких Н.П. Социальная помощь детям и детским учреждениям на Урале в годы Великой Отечественной войны. //Вестник Челябинского агроинжинерного университета. 1993, №2

  1. Игнатенко П. Учитель и школа в дни войны. //Челябинский рабочий. 1941, 23 октября

  2. Левина С., Пенс Ц. Классный руководитель. //Челябинский рабочий. 1941, 30 ноября

  3. Ленинский район: страницы истории / Новосёлов В.Н., Шубарина Л.В., Кравцов В.М., Севрюк Н.А. – Челябинск: ЧПО «Книга», 2005. – 160 с

  4. Озёрный град. Ленинский район / Сост. А.П.Моисеев. – Челябинск: Рифей, 1996

  5. Преображенская Л. Учитель. //Челябинский рабочий. 1945, 1 сентября

  6. Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век. – Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2000

  7. Социально-культурное строительство Челябинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - Челябинск, 1985

  8. Тогда была война…1941-1945: Сборник документов и материалов/ Под ред. А.П.Финадеева. - Челябинск, ЧПО «Книга», 2005

  9. Турова Е. Школа военной поры //Челябинский рабочий. 1995, 11 октября

  10. Файвишевская С.Я. Все для фронта, все для победы. //Исторические чтения. Выпуск №9. - Челябинск: Центр историко-культурного наследия г.Челябинска, 2005. С. 170-172

  11. Фехнер А.Д. Мы начинали работу в совхозе сразу же после сдачи экзаменов. //Исторические чтения. Выпуск №9. - Челябинск: Центр историко-культурного наследия г.Челябинска, 2005. С. 173-176

  12. Челябинск. История моего города. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999

  13. Челябинск. Энциклопедия. – Челябинск: «Каменный пояс», 2001

  14. Челябинская область. 1917-1945 гг. Сборник документов и материалов. – Челябинск: ЮУКИ, 1998

  15. Шурупов А. Учителя обучают население противовоздушной обороне. //Челябинский рабочий. 1941, 4 ноября

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»