1945-1991г.г.

 

Фото

 

       
         
         
 

 

 

Текст

 

По окончании войны школы и др. уч. заведения возвращались к обычному ритму работы. Им оказывалась помощь в приобретении оборудования, мебели. В это время рук. Чел. гороно были А. И. Кирушева, О. И. Стрелова. Первостеп. стала задача оздоровления школьников после трудных, голодных лет. Особое внимание уделялось развитию шк. питания, отдыху детей в загородных пионерских лагерях (их сеть за счет средств предпр. быстро росла), проведению тщат. мед. осмотров всех учащихся школ, выявлению больных, их лечению. В этот период к учителю предъявлялись особые требования, т. к. от него зависел уровень знаний учащихся, подготовка их к будущей самостоят. жизни и труду. В связи с этим устанавливался жесткий контроль за учебой педагогов (система курсов и заочное обучение). Совершенствовались старые и развивались новые формы внеклассной и внешк. работы, возрастала роль внутришк. ученич. орг-ций (к-тов комсомола, учкомов, советов, штабов пионерии) в повышении качества знаний школьников и их коммунист. воспитании. Основой реформ, проводимых в 50–60-е гг. в школе, стала подготовка учащихся к производит. труду. Начался (сперва в эксперимент. порядке) переход школ на производств. обучение. Внедрялись новые программы, призванные решать задачу обучения в школе с “производительным трудом”. На заводах, фабриках выделялись ученич. производств. участки для практики старшеклассников. Для этих лет характерно развитие сети учреждений нар. образования. Ежегодно в эксплуатацию сдавалось по 6–7 школ. Как правило, это были лучшие для того времени здания. Обычно к шк. корпусу примыкал большой спорт. городок, отводилась площадь под сад и огород. В школах создавались все необходимые условия для подготовки учащихся – от обучения рукоделию до постановки сложных физ.-матем. опытов, овладения основами спорта, понимания смысла сознат. творч. труда. В тот период за счет бюджетных средств сооружено 8 комплексов типовых школинтернатов. В школе-интернате № 1 (дир. А. Ф. Аменд) появились первые в Чел. обл. уч. кабинеты. При гороно были созданы 4 ДЮСШ. В 1956 открылся Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. В каждой школе особое внимание уделялось воен.-патриотич. воспитанию учащихся, девизом к-рых стали слова: “Честь школы – моя честь”. Уч. заведения пополнялись специалистами по начальной воен. подготовке из числа ушедших в отставку офицеров. Совм. с военкоматами ежегодно проводились военизированные игры, смотры строя и песни. В центре внимания гороно стояли подбор, расстановка и обучение руководящих кадров школ, дошк. и внешк. учреждений. Именно в это время на руководящие должности в систему образования пришли мужчины, в большинстве своем – участники Вел. Отеч. войны. Особенно это было характерно для Металлургического района, где дир. школ стали Н. А. Томин, С. Е. Матушкин, М. Е. Дуранов, И. Н. Бахаев, М. Н. Новгородов, В. Т. Ванюнин (первые 3 впоследствии – д-ра пед. наук, проф.). В городе говорили: “школа Файвишевской” (№ 1), “школа Александрова” (№ 10), “школа Морозовой” (№ 107), “школа Кузнецова” (№ 46), “школа Реут” (№ 41). С 1960 по 1965 зав. гороно являлся Н. С. Костин – быв. дир. школы № 50 (в будущем зав. облоно), а с 1965 по 1981 – В. Н. Иваницкий, в 1967–83 зам. зав. гороно были В. С. Баймаковский и А. С. Злотник. В это время бурно развивалась система нар. образования, школы переходили ко всеобщему обязат. ср. образованию, когда воспитание на примерах боевого и труд. подвига сов. народа стало основой всей деят-сти учител. коллективов и органов управления. Был утвержден план создания и укрепления уч.-методич. базы ср. всеобуча. Часть 8-летних школ перешла в разряд средних. Все они имели кабинетную систему обучения, оснащались техн. средствами. Тридцать шесть устаревших шк. зданий получили пристрои, где разместились уч. мастерские, спортзалы, столовые. В 6 районах города открылись УПК. Финансировали работы шефствующие над школами пром. предпр., такие, как строит. тресты, ЧТЗ, завод дорожностроительных машин им. Колющенко, станкостроит. з-д им. Орджоникидзе (см. “Станкомаш”), радиозавод, ЧМЗ, ЧМС и др. Осуществляя ср. всеобуч, гороно расширил сеть ШРМ. К 1965 в Чел. работало 12 начальных, 28 восьмилетних, 35 ср. школ и 48 ШРМ. В связи с застройками Северо-Запада и Северо-Востока рук-во города приняло решение построить и сдать в эксплуатацию 10–12 детских садов, что позволило ликвидировать очередность детей в дошк. учреждения и достичь в 1980 показателя: 70–80 мест в дошк. образоват. учреждении на 1000 жит. К 1975 в городе действовало 134 школы, 27 ШРМ и их филиалов, 11 школ-интернатов. Неск. школ города были специализированными: физ.-матем. школа № 31, лингвистич. школы с изучением анг. яз. – № 1, франц. – № 48, школа иск-в № 10 и др. К 1981 при гороно работало 13 отлично оснащ. ДЮСШ, клубы юных техников “Вторчермета”, “Полёта”, ЧТЗ, ЧТПЗ, ЧЭМК (“Юный дзержинец”) и др., 36 детских и подростковых клубов по месту жительства; выросла сеть загородных пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха для старшеклассников. Был построен комплекс (театр., спорт. корпуса) Дворца пионеров и школьников им. Крупской, в каждом районе открыты Дома пионеров, а в Тракторозаводском и “Клуб мальчишек”. В разработках и выполнении гороно комплексных 5-летних планов воспитат. работы с учащимися школ участвовали работники науки, физ. культуры, здравоохранения, культуры, родители. В городе осуществлялась единая молодежная политика. Положит. эффекту в деле воспитания учащихся способствовала программа “Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне”. Большое внимание уделялось развитию художеств. самодеятельности школьников. Итоги работы хоровых, драматич. коллективов, одаренных в области музыки, поэзии, живописи детей подводились ежегодно на заключит. концертах. Ежегодно проходили и районные, гор. слеты юных туристов, краеведов, школьники участвовали в эстафете на приз газ. “Челябинский рабочий”, действовал пост № 1 учащихся школ, профтехучилищ, техникумов у Вечного огня, совершались походы по местам боевой и труд. славы сов. народа, во всех школах были открыты музеи, комнаты, уголки боевой и труд. славы южноуральцев и др. Чтобы обеспечить высокое качество знаний учащихся, требовалось постоянно повышать профес. мастерство учителя и шк. рук-ва. Гор. и районные методич. кабинеты осуществляли системную учебу всех учителей и руководящих кадров школ города. О росте пед. мастерства свидетельствует численный рост отличников нар. просвещения РСФСР (450 чел.), СССР (3 чел.), засл. учителей РСФСР (более 80). Звания “Народный учитель СССР” была удостоена Э. А. Заматохина (школа № 37). Среди лучших педагогов города – В. А. Караковский, А. И. Александров, В. М. Воловиков, О. Н. Смага, Г. Е. Погудина, М. М. Клайн, П. Н. Камилова, Д. С. Конкин, Ю. Г. Цитцер, А. Ф. Бобков, Л. И. Агафонова, Е. С. Рудольская, М. С. Тушева и мн. др. Они не ограничивали свои обязанности проведением уроков, искали подход к каждому ученику, обращая особое внимание на способности воспитанников. Широко использовался опыт коррекционной работы в интернате № 4 (дир. Р. А. Мавлютова). Опыт Дворца пионеров и школьников им. Крупской (дир. Ю. П. Кропотов), Тракторозаводского районного отдела нар. образования (зав. роно Г. Ю. Эвнин) по комплексному подходу к воспитанию учащихся обобщался Минпросом РСФСР. Опыт по труд. обучению и воспитанию в школах Чел. стал достоянием Всерос. семинара, провед. на базе школ № 89, 108, 46, 91 и шести УПК. Минпросом РСФСР в Чел. был проведен Всерос. смотр-семинар по туризму шк. молодежи. Т. о., в 70–80-е гг. нар. образование развивало лучшие традиции и решало стоящие перед школой и об-вом новые проблемы: разноуровневого, дифференцированного обучения, обязат. ср. образования, гармонизации личности ребенка, его эмоцион.-волевой, гражд., интеллектуальной, духовной и физ. деят-сти, развития интереса к получению новых знаний, совершенствования личности, подготовки к жизни, труду и защите своего Отечества.

 

СТРАНА

 

По окончании войны основными задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразовательные школы в городах и районах, освобожденных от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране. 19-й съезд КПСС (1952) принял решение о завершении перехода от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в крупных промышленных и культурных центрах СССР и подготовке условий для осуществления в последующие годы всеобщего среднего образования в остальных городах и сельской местности. В 50-е гг. получили развитие школы-интернаты. В 1958 Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962.

 

Большое значение для общеобразовательной школы в условиях развитого социалистического общества имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (1966), "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972) и "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" (1973).

 

25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.

 

В соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы (1970) в зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1-3-х классов, 8-летние школы в составе 1-8-х классов и средней школы в составе 1-10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования.

Знания учащихся по большинству учебных предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как "примерное", "удовлетворительное" и "неудовлетворительное". В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. Окончившим среднюю школу выдаётся аттестат о среднем образовании.

 

1960-е г.г.

 

Переход к всеобщему среднему образованию по-новому поставил воп­рос о всеобщем образовании. Теперь каждый школьник, пришедший в 1-й класс, должен был получить среднее образование. Преждевременный уход из школы, отсев учащихся оценивались как чрезвычайное проис­шествие, как нарушение законности со всеми вытекающими последстви­ями. Учить каждого и учить хорошо в каждом среднем образовательном учреждении стали ведущими принципами деятельности общеобразова­тельной школы, основным критерием в оценке ее результатов.

 

Использование исследовательских методов приобретения знаний, зна­комство учащихся с современными методами научного познания, с пу­тями активного формирования мышления — все это меняло облик учеб­ного процесса в сторону активизации познавательной деятельности уча­щихся. Обучение становилось более развивающим, способствующим развитию их самостоятельности. Вот почему нужна была активизация мыслительной деятельности школьников, поиск нового обучения на ос­нове педагогического предвидения, стремление предупредить затрудне­ния учащихся при восприятии нового материала, умение самостоятель­но добывать знания, чтобы каждый урок становился для ребят посвяще­нием в тайны науки. И это посвящение делалось на все более высоком уровне педагогического мастерства.

 

А в 70-е годы уже началась и аттестация учителей. Аттестация — это средство активизации пе­дагогического труда и в целом работы школы.

 

В 1964 г. в Челябинске было создано научное общество учащихся. Деятельность ученического научного общества основывалась на раз­личных видах лабораторных работ, на эксперименте, требующем обо­снованных выводов и обобщений, на наблюдениях разнообразных яв­лений природы и общества, производственных процессов, на творчес­ком поиске. В процессе выполнения исследований школьники очень часто были рядом с учеными, и поэтому они полностью проходили весь путь исследования. Поэтому у них вырабатывались элементарные навыки исследования и навыки самостоятельности. В летний пери­од члены общества выезжали вместе со своими руководителями в лагерь, который назвали «Юный курчатовец», организованный на ро­дине Курчатова. Научное общество учащихся — это нужная педагоги­чески целесообразная организация деятельности учащихся по развитию в них увлеченности наукой, техникой, по развитию вкуса к исследова­тельской работе.

 

1980-е г.г.


В тот период, наряду с обозначенными выше проблемами, решались вопросы коренного изменения подходов к постановке трудового воспи­тания учащихся. После принятого постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР вопросам трудовой подготовки школьников стало уде­ляться особое внимание. В области получили развитие учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориента­ции старшеклассников (УПК), а также учебно-производственные цехи (УПЦ) и участки непосредственно на предприятиях.

 

Большое внимание в эти годы уделялось совершенствованию трудового обучения и профориентационной работе. Практически во всех школах были созданы оборудованные учебно-производственные мастерские. В эти годы зародились новые типы учебно-производственных комплексов, и их назвали в то время «учебно-производственные комбинаты». Их создателями были, прежде всего, передовые заводы и сельскохозяй­ственные объединения. Здесь все было, как на производстве: труд и про­фориентация, и овладение рабочей профессией.

После постановления 1984 г. «Об основных направлениях реформы об­разовательной школы» было введено всеобщее профессиональное обуче­ние учащихся старших классов, обязательный общественно-полезный производительный труд во IIXI (XII) классах, непосредственное учас­тие производства в трудовой подготовке школьников.


ИСТОЧНИКИ

 

  1. Газета «Челябинский рабочий» с 1945 гг.

  2. Документы Объединенного Государственного архива Челябинской области:

  • Фонд 121. Документы Ленинского районного комитета КПСС г. Челябинска. 1936-1969 гг.

  • Опись 1. Дело …

  • Фонд 994. Исполнительный комитет Ленинского районного Совета депутатов трудящихся города Челябинска.

  • Опись 1. ...

  • Опись 2. …

  • Фонд 1068. Отдел народного образования Исполнительного комитета Челябинского городского совета депутатов трудящихся.

  • Опись 2. Дело ...

  1. Ленинский район: страницы истории / Новосёлов В.Н., Шубарина Л.В., Кравцов В.М., Севрюк Н.А. – Челябинск: ЧПО «Книга», 2005. – 160 с.

  2. Озёрный град. Ленинский район / Сост. А.П.Моисеев. – Челябинск: Рифей, 1996.

  3. Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век. – Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2000.

  4. Челябинск. История моего города. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.

  5. Челябинск. Энциклопедия. – Челябинск: «Каменный пояс», 2001.

  6. Челябинская область. 1917-1945 гг. Сборник документов и материалов. – Челябинск: ЮУКИ, 1998.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»